Принцип работы стартера

Выключатель стартера обычно приводится в действие ключом зажигания. Поверните ключ за положение «зажигание включено», чтобы подать ток на соленоид.

Ключ зажигания имеет возвратную пружину, так что, как только вы отпускаете ключ, он отходит (пружинит) обратно и выключает стартер.

Когда переключатель подает ток на соленоид, электромагнит притягивает железный стержень.

Движение штока замыкает два тяжелых контакта, замыкающих цепь от аккумулятора к стартеру.

Шток тоже имеет возвратную пружину и, когда выключатель зажигания прекращает подачу тока на соленоид, контакты размыкаются и стартер останавливается.

Стартер не должен вращаться больше, чем это необходимо для запуска двигателя, поэтому ему и необходимы возвратные пружины.

Стартер потребляет много электричества, которое быстро разряжает аккумулятор.

Если двигатель запускается, а стартер остается включенным, двигатель будет вращать стартер так быстро, что он может быть сильно поврежден.

Сам стартерный двигатель имеет устройство, называемое шестерней бендикса, которая входит в зацепление своей шестерни с зубчатым кольцом на маховике только в то время, когда стартер вращает двигатель. Он отключается, как только двигатель набирает скорость, и есть два способа, которыми он это делает — инерционная система и система предварительного включения.

Стартер
Стартер
Стартер в разборе
Стартер в разборе

Инерционный стартер опирается на инерцию шестерни — то есть на ее нежелание начинать поворот.

Представьте себе, что вы вдруг раскручиваете болт: инерция гайки не дает ему сразу повернуться, поэтому он смещается вдоль резьбы болта.

При вращении инерционного стартера шестерня перемещается по резьбе вала двигателя и входит в зацепление с зубчатым кольцом маховика.

Затем он достигает упора в конце резьбы, начинает вращаться вместе с валом и таким образом вращает двигатель.

Симптомы

  • стартер не включается
  • стартер щёлкает
  • стартер крутит очень медленно
  • при попытке прокрутить стартером — слышен металлический скрежет

Причины почему не крутит стартер

Низкий уровень заряда аккумуляторной батареи

Если при попытке запуска двигателя вы слышите, как что-то щёлкает под капотом и при этом у вас начинает «моргать» вся приборная панель, то это значит что у вас недостаточно заряда аккумуляторной батареи (необходимый заряд АКБ для запуска двигателя должен быть более 12 Вольт).

Рекомендации по ремонту:
Зарядить либо заменить аккумуляторную батарею.

Таблица заряженности АКБ

Плохой контакт

Если же у вас аккумулятор исправен и заряжен, на при этом что-то щёлкает под капотом, то возможно не доходит питание с батареи до стартера. Причина — плохой контакт.

Рекомендации по ремонту:
Произвести осмотр силовых проводов, расположенных от АКБ до стартера. Так же необходимо проверить все соединительные элементы. При обнаружении неисправных участков - отремонтировать или заменить.

Неисправность втягивающего реле стартера

При подаче напряжения на втягивающее реле — оно не срабатывает. В некоторых случаях — издаёт щелчок.

Рекомендации по ремонту:
Необходимо проверить проводку и контактную группу втягивающего реле на наличие неисправных участков - при необходимости отремонтировать или заменить. Так же необходимо проверить возвратную пружину и якорь на исправную работу.

Неисправность бендикса

Стартер работает, но не вращает маховик, и втягивающее реле не выводит в рабочее положение бендикс стартера. В этом случае возможен износ бендикса или венец маховика.

Рекомендации по ремонту:
Необходимо снять стартер с автомобиля и осмотреть его на наличие износа деталей или повреждений. При обнаружении неисправных деталей - отремонтировать или заменить.

Короткое замыкание в обмотке стартера

В случае, если произошло замыкание в обмотке стартера — втягивающее реле будет срабатывать и крутить стартер очень тяжело (медленно), либо вообще не проворачивать маховик.

Неисправность подшипников стартера

Стартер тяжело проворачивает маховик, при этом издавая посторонние звуки, скрежет. Если не устранить эту неисправность в конечном итоге подшипники могут заклинить и тогда стартер окончательно выйдет из строя.

Залипли или стерлись щётки стартера

Когда щётки стёрлись или залипли — стартер начинает работать «через раз» или вообще не подавать признаков работоспособности.

Рекомендации по ремонту:
Необходимо осмотреть щетки стартера и при необходимости - заменить.
Для временной "реанимации" работоспособности  можно попробовать постучать по стартеру и он заработает.

Коды ошибок стартера

P0512, P0615, P0616, P0617, P0817, P081A, P081B

U0120, U0469